BPMN по-русски: читать нельзя игнорировать

Об изданной невероятно ограниченным тиражом книге И.Г. Федорова «Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0» (М.: МЭСИ, 2013) нам рассказали слушатели онлайн-семинара REQ Labs 2014. Пришло время заглянуть под обложку издания.

Любой, даже беглый взгляд на печатный труд начинается с введения, в котором мы рассчитываем найти ответ на вопрос, стоит ли читать (или покупать) саму книгу. Как автор около 10 переводов книг с английского языка, я помню, как тщательно прорабатывал каждое слово введения, каждое предложение, полируя до зеркального блеска каждую фразу. Введение в книгу И.Г. Федорова написано с той легкой небрежностью, понять которую можно, простить — нельзя.

Достаточно сказать, что в разделе В автор вводит в оборот понятие бизнес-логики, абсолютно чуждое классическому прикладному бизнес-анализу и встречающееся лишь в контексте разработки (Sic!) информационных систем (Sic!) масштаба предприятия. Однако книга «предназначена для широкого круга специалистов, занятых моделированием бизнес-процессов». И знать жаргон из сферы ИТ им совершенно необязательно.

Далее, раздел Д встречает читателя спорными орфографическими новеллами «ИТ система» и «бизнес пользователь» (оба случая — без дефиса). Там же вас удивят модели и процессы «Как-Есть» и «Как-Должно-Быть», одним своим видом ставящие под сомнение многолетнее практическое участие уважаемого автора в реальных проектах (которое a priori предполагается у пионера соответствующей области).

Наконец, в предпоследнем разделе введения, отведенном для обзора литературных источников, вы найдете Б. Сильвера и Брюса Силвера (при том, что это одно и то же лицо!), а также блог последнего под загадочным и «не берущимся» для поисковых машин названием WPMS Watch, хотя любому специалисту известно, что И.Г. Федоров, очевидно, подразумевает под этим дневник Б. Сильвера и интернет-инициативу BPMS Watch.

Но пойдем дальше и дадим шанс диаграммам. За прекрасной версткой первых глав и разделов скрывается рис. 2-5 (стр. 64). Заметим, это —  вторая законченная и полнофункциональная BPMN-диаграмма в книге. И хотя относиться к ней можно по-разному, делая скидку на ознакомительный характер изображения, первое, что обращает на себя внимание, — начальное событие «Начинать по таймеру» (глагол?!) и заключительное событие «Отправить сообщение» (?!). Более пристальный взгляд обнаруживает хранилище данных «Записать в CRM» (?!?!)… Но может быть, эта диаграмма — единственный пример неконвенционального применения языка?

Листая следующие страницы, споткнемся о заголовок разд. 2.8 и опечатку на рис. 3-3. Впрочем, в центре нашего внимания — корректность использования нотации. Рис. 5-12 — промежуточное событие «Ожидать ответ», Рис. 6-33 — действие «Внешний сервис». И этот список можно продолжить.

Бесспорно, автор проделал большую работу по систематизации англоязычных источников и их доведения до отечественного читателя. Тем не менее, рекомендовать книгу начинающему специалисту, не обладающему еще собственным стилем моделирования и не осведомленному о «лучших практиках», рекомендуемых шаблонах и известных антишаблонах, к большому сожалению, нельзя.

Читать работу И.Г. Федорова можно, только имея серьезный практический опыт применения BPMN, позволяющий открывать для себя то нужное и полезное, что в ней есть, критически отсекая неприемлемое в реальной производственной практике, а тем более — в практике обучения.

3 ответа на “BPMN по-русски: читать нельзя игнорировать

  1. К сожалению, таких проблем в современной литературе очень много. Тут все-таки следует дать скидку на малость тиража и, возможно, отсутствие дохода у автора. Как говорят, «на безрыбье и рак — рыба».

    • Николай, ответ зависит от Вашей способности читать на иностранных языках. На русском языке в последнее время появляются переводы спецификации, но она не дает «пользовательского» взгляда на язык моделирования. Из иноязычных работ крайне рекомендую работы Б. Сильвера (Bruce Silver) и Я. Фрейнда (Jacob Freund). Успехов!

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.