[#лайфхак] Диаграмма бизнес-прецедентов как карта сервисов предприятия

За окном — дождь и декабрь, а мы продолжаем делиться лайфхаками на тему бизнес-анализа. И сегодня поговорим о том, как элегантно описать внешние и внутренние сервисы предприятия, не прибегая лишний раз пусть и к весьма удобному, но объективно малоизвестному в кругах бизнеса языку ArchiMate.

Для начала — вопрос. Известно ли вам, что язык UML уже давно адаптирован для решения задач бизнес-моделирования? Если нет, обратите внимание на посвященную этой теме статью С. Джонстона, опубликованную в разделе developerWorks сайта корпорации IBM летом 2004 года.

Составной частью профиля Rational UML Profile for Business Modeling является понятие бизнес-прецедента (англ. BUC, business use case), реализуемого внешними по отношению к бизнес-системе действующими лицами (англ. business actors) и — опционально — внутренними относительно ее границ исполнителями (англ. workers). Важно, что при полном отсутствии внешних действующих лиц конкретный BUC не рассматривается, а значит, принятая на традиционных диаграммах вариантов использования — в якобсоновском смысле — точка зрения «извне внутрь» систематически сохраняется и поддерживается.

При этих вводных диаграмма бизнес-прецедентов выступает реальной картой ограниченных во времени актов взаимодействия «поставщиков» и (или) «клиентов» бизнес-системы с ней самой, а также друг с другом, если в этом взаимодействии, конечно, используется система. Каждое такое взаимодействие, развертываясь согласно основному или альтернативному бизнес-сценарию, формирует наблюдаемый и ценный для внешних участников результат, предоставляет «услугу».

Наглядное представление таких «услуг», или сервисов, и есть карта. Прочерчивая границы моделируемой бизнес-системы тем или иным способом, нетрудно получить визуальный «атлас» внешних (для бизнес-системы в целом) и внутренних (для любой ее подсистемы) сервисов, при этом сама система остается предприятием (англ. enterprise), что позволяет описывать ее средствами разных языков моделирования, не меняя кардинальным образом парадигму.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s