Сравнительно недавнее появление среди графических языков моделирования бизнес-процессов (БП) очередной нотации под многообещающим названием Business Process Model and Notation (BPMN), казалось, открыло перед аналитиками и заказчиками ряд принципиально новых возможностей. Однако большинство из них… не используется! Но почему? И чем ультрасовременный язык BPMN 2.0 одновременно привлекает и отталкивает заказчиков? Свое мнение по этому поводу автор заметки высказывает на проводимых тренингах, выскажем его и сейчас.
Достоинства
- В «минимальной комплектации» BPMN — простой, удобный и лаконичный способ описания архитектуры предприятия (enterprise architecture), поддерживающий процессный подход и синтаксически близкий к языкам-предшественникам семейств ARIS, IDEF и пр.
- BPMN — свободная нотация, на базе которой успешно создаются свободные средства BPMN-моделирования.
- BPMN способен моделировать исполняемые процессы, доведенные в своей формализации до такого автоматизируемого уровня, при котором, например, проверку условий и выполнение сценариев (script tasks) можно доверить машине, а не ее оператору.
- BPMN отличается наличием унифицированного XML-формата хранения (точнее, экспорта-импорта) диаграмм, и некоторые BPM-инструменты этот формат поддерживают.
Недостатки
- BPMN описывает только архитектуру процессов предприятия, то есть является архитектурным языком, исповедующим трансформационную парадигму («что делать?»). При этом он весьма слаб в описании информационной архитектуры предприятия (входящих, исходящих и внутренних документов, маршрутов и способов документодвижения и т.д.), а значит, BPMN-описания практически бесполезны в случае внедрения ECM-решений. Наконец, язык BPMN непригоден для описания коммуникационной архитектуры предприятия: позиций и полномочий, просьб и приказов, распоряжений и обещаний.
- Многие возможности BPMN избирательно реализованы существующими BPM-инструментами. Хуже всего, что ограничения проявляются даже на уровне описания процессов (process design), технологически предваряющем их полную формализацию (process engineering) и разработку приложений для автоматизации (application development). Заметим также, что разные BPM-средства de facto поддерживают разные подмножества BPMN.
- Нотация BPMN слишком сложна для восприятия функциональными заказчиками, и даже аналитики с опытом ARIS/IDEF-моделирования вынуждены ее специальным образом изучать.
Результат
BPMN используется аналитиками с учетом пожеланий заказчиков, которые, однако, видят в нем скорее «усовершенствованные» блок-схемы (flow charts), а не пример прорывной технологии моделирования своих бизнес-процессов.